Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Направления функциональной грамотности.
1.Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
Составляющие функциональной грамотности:
1.Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
2.Математическая грамотность – это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
3.Естественнонаучна грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
4.Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5.Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6.Глобальные компетенции – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Ответственные лица за направления:
Глобальные компетенции |
Кодинцева А.Н. |
Фильчакова О.В. |
|
Финансовая грамотность |
Гаппоева Ф. З. |
Малкечева Ф.Р. |
|
Естественнонаучная грамотность |
Байрамкулова С.У. |
Фильчаков С.В. |
|
Читательская грамотность |
Чотчаева М.Н. |
Кипкеева М.Х. |
|
Математическая грамотность |
Бостанова С.У. |
Узденова Н.М. |
|
Креативное мышление |
Гочияева М.К. |
Хабчаева Э.А. |
18.01.22г. Функциональная грамотность
Для оценки уровня сформированности функциональной грамотности, на базе нашей школы были проведены родительские собрания по различным направлениям.
Документация:
Приказ № 101-О от 06.10.2023 г «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»
Мероприятие по формированию функциональной грамотности обучающихся
II Всероссийская командная олимпиада по функциональной грамотности для школьников и их педагогов-наставников
Особенности обучения финансовой грамотности людей с ограниченными возможностями здоровья
Что значит «быть грамотным»
Презентация «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Чек-лист самодиагностики функциональной грамотности обучающихся
Сведения об учителях, работающих в 8-9 классах общеобразовательных организаций Карачаево-Черкесской республики в 2021-2022 учебном году по различным направлениям docx
План мероприятий «Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся»
Приказ от 22.09.2021 г. «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности у обучающихся
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).
Банк заданий и рекомендованных Интернет-ресурсов по оценке функциональной грамотности для использования всеми участниками образовательного процесса:
— Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/https://fg.resh.edu.ru
— Открытые Задания PISAна сайте ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования): https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
— Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti. На сайте ФИПИ представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и 45 заданий для 7-х классов.
— Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4
— Часть заданий открытого банка представлена на платформе РЭШ (Российская электронная школа) с которой уже работают два года.
— Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.
Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
СИПКРО
http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo
Издательство «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Полезные ссылки по финансовой грамотности.
https://fmc.hse.ru/ «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
http://хочумогузнаю.рф/ Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами.
Портал для педагогов общеобразовательных учреждений реализующих программы по финансовой грамотности http://финграмотностьвшколе.рф/
«Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».
Cайт спецпроекта Российской экономической школы по личным финансам